ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество. Аргумент преступление и наказание человек общество

Направление "Человек и общество " входит в перечень тем итогового сочинения на 2017/18 учебные года.

Ниже будут представлены примеры и дополнительные материалы для разработки темы человека и общества в итоговом сочинении.

Сочинение на тему: Человек и общество

Человек и общество - так звучит одно из направлений тем итогового сочинения. Тема обширная, многогранная и глубокая.

Человек, индивид, личность - в такой последовательности принято выстраивать "путь", который проходят люди в процессе социализации. Последний термин нам знаком ещё из уроков обществознания. Он означает процесс встраивания человека в общество. Этот путь длиною в жизнь. Именно так: на протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, меняемся под его воздействием, изменяем его своими идеями, мыслями и делами.

Общество - сложная система взаимодействия его индивидов со всеми их интересами, потребностями и мировоззрением. Человек немыслим без общества, так же как и общество без человека.

Общество генерирует разум, смысл и волю. Оно подлинно легитимно, в нём концентрируется суть людского бытия: всё, чем человек отличается от биологического существа и, что вскрывает его разумную и духовную природу. Общество формирует человеческую личность, его систему социально значимых особенностей человека как члена общества.

Среди порядочных и воспитанных людей каждый старается быть не хуже. Аналогично тому - в дурном обществе для человека теряется ценность добропорядочности, всплывают порочные инстинкты, допускаются нелицеприятные поступки. Неблагополучное окружение этого не осуждает, а порой и поощряет негатив и злобу.

Человек мог бы и не обнаружил в себе эти отрицательные черты, если бы этому не посодействовало плохое общество и окружение.

Пример аргументов и рассуждения на тему человека и общества из художественного произведения:

Подобную ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Когда главный герой романа - Чипка сдружился с сомнительными личностями - Лушней, Мотней и Крысой, то всё хорошее и доброе, что в нём раньше было, куда-то исчезло.

Герой романа стал циничным и злобным, начал воровать, а позднее перешёл и к разбою.

Автор филигранно изображает эпичную картину нравственного падения человека. Пьянство в доме героя романа сопровождается оскорблениями его матери. Но Чипку это уже никак не задевает, он и сам начинает ругать собственную мать. Всё это превратилось в позор, ставший в последствии для Чипки фатальным. Вскоре он дошёл и до убийства. Ничего людского в нём не осталось, так как он последовал в жизни за недостойными людьми.

Без сомнений, общество влияет на человека, на его характер и личность в целом.

Однако только от самого человека зависит - внять доброму, светлому и созидательному или погрязнуть в пучине аморальности, злобы и беззакония.

Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"

На протяжении всей истории человечества людей интересовала проблематика взаимоотношений человека и общества. Склонность к объединению усилий и совместной жизнедеятельности - у нас в крови. Эта черта передалась нам даже не от обезьян, а вообще от животных в целом. Вспомним такие понятия, как "стая", " стадо", "прайд", "косяк", "рой", "табун" - все эти слова означают форму совместного существования различных видов животных, рыб и птиц.

Конечно, человеческое общество намного сложней животных сообществ. В этом нет ничего удивительного - ведь оно состоит из самых умных и развитых представителей живого мира.

Многие мыслители, философы и учёные искали либо пытались создать такое идеальное общество, где бы раскрывался потенциал каждого его члена и где бы каждую личность уважали и ценили.

Ход истории явственно продемонстрировал, что идеалистичные помыслы плохо уживаются с реальность. Идеального общества человек так и не создал. При этом, лучшим общественным устройством в плане равноправия и справедливости, по мнению учёных, считаются города-полисы в Древней Греции. С тех пор никакого действительно качественного прогресса не дсотигнуто.

И всё же я считаю, что каждый разумный человек должен постараться внести свой вклад в совершенствование общества. Для этого есть несколько путей.

Первый - путь писателей-просветителей, который состоит в планомерном изменении мировоззрения читателей, в трансформации сложившейся системы ценностей. Именно так действовали на благо общества Даниэль Дефо, продемонстрировавший своим произведением «Робинзон Крузо», что даже отдельная человеческая личность способна совершить действительно многое; Джонатан Свифт, который своим романом «Путешествия Гулливера» явственно показал социальную несправедливость и предложил варианты спасения, и т.п.

Второй путь изменения человеком общества - радикальный, агрессивный, революционный. Он применяется в ситуации, когда выход неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью обострились до того, что их уже нельзя разрешить переговорами. Примерами подобных ситуаций могут послужить буржуазные революции в Англии, Франции, Российской империи.

Я полагаю, что второй путь в литературе ярче всего удалось показать Ф.М, Достоевскому в его романе «Преступление и наказание». Потрёпанный жизнью студент Раскольников решает убить старушку-процентщицу, которая выступает для него ярким олицетворением той социальную несправедливости, которая имела место в Петербурге XIX века. Отнять у богатых и раздать бедным - цель его замысла. Кстати, аналогичными были и лозунги большевиков, также стремившихся улучшить жизнь людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем». Правда большевики позабыли о том, что нельзя просто так наделить человека способностями и талантом. Бесспорно, стремление сделать жизнь справедливее - благородно. Но такой ли ценой?

У героя романа Достоевского была и другая возможность. Он мог продолжить учиться, начать давать частные уроки, перед ним было открыто нормальное будущее. Однако такой путь требовал усилий и стараний. Убить и ограбить старушку, а потом творить добрые дела - значительно проще. К счастью для Раскольникова, он достаточно благоразумен чтобы засомневаться в «правоте» своего выбора. (преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).

Противоборство личности Раскольникова и общества Петербурга середины XIX века завершилось поражением для личности поражением. Выделяющейся на фоне общества личности в принципе всегда бывает нелегко в жизни. И проблема зачастую даже не в самом обществе, а в толпе, порабощающей личность, нивелирующей её индивидуальность.

Общество имеет свойство обретать животные черты, превращаясь то в стаю, то в стадо.

Будучи стаей, общество преодолевает невзгоды, противостоит врагам, завоёвывает власть и богатства.

Становясь стадом или толпой, общество теряет индивидуальность, самосознание и свободу. Подчас, даже не осознавая этого.

Человек и общество - неразделимые компоненты бытия. Они были, есть и ещё очень долго будут изменяться и трансформироваться в поисках оптимальной модели существования.

Список тем итогового сочинения по направлению «Человек и общество»:

  • Человек для общества или общество для человека?
  • Согласны ли Вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»?
  • Какие книги, на ваш взгляд, способны влиять на общество?
  • Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа
  • «Уровень массы зависит от сознания единиц». (Ф. Кафка)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
  • Люди, обладающие характером — это совесть общества. Ралф Эмерсон
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Способен ли один человек изменить общество? Или один в поле не воин?

Список основной литературы для направления итогового сочинения «Человек и общество»:

Е. Замятин «Мы»

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Направление

«Человек и общество»

Реховская Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «»СОШ № 60»

Г. Улан-Уд э Республика Бурятия


5. «Человек и общество»

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.


  • Гармоничное взаимодействие человека и общества;
  • Противостояние человека и общества;
  • Общественные нормы и законы, мораль;
  • Человек и история общества.
  • Человек и общество в тоталитарном

государстве.


Вступление

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - слова В. И. Ленина отражают суть взаимоотношений человека и общества… Каждый из нас может как гармонично взаимодействовать с другими, так и находится с ними в сложном противостоянии или даже вступать в непримиримый конфликт. Мы должны понимать, что должны подчиняться общественным законам, а общество в свою очередь – учитывать интересы каждого человека. Об этом и многом другом заставляет меня задуматься тема, предложенная для анализа: «….»

Я думаю… Мне кажется…. К тому же художественная литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.(101 слово)


Примерные темы

Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа

Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский

Люди, обладающие характером - это совесть общества. Ралф Эмерсон

Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?

Способен ли один человек изменить общество?

Как общество влияет на человека?

Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое к мнениям других людей… (Ш. Монтескье)

Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)


Литература

  • Е. Замятин «Мы»
  • М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»,
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • Л.Н Толстой «Война и мир»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • А. Островский «Гроза»
  • И. А. Гончаров «Обломов»
  • М. Шолохов «Тихий Дон»


  • Утопия (греч. τοπος - «место», ου-τοπος - «не место», «место, которого нет») - жанр художественной литературы, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества .
  • Образец предполагаемого желаемого будущего.

Название жанра происходит от одноименного произведения Томаса Мора

.

  • «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» .

  • В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ
  • Во второй части гуманистические идеи Мора:
  • во главе государства «мудрый» монарх;
  • отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация;
  • несмотря на наличие короля - полная демократия

  • Сельская община;
  • Остров;
  • Город

Принципы утопии

  • Всеохватность (наибольшее представление об идеале);
  • Отражение лучших заповедей Библии
  • Отсутствие частной собственности.

  • Антиутопия является полной противоположностью утопии.
  • Антиутопия – доведение до логического конца идей утопии.
  • В Акимов: «Антиутопия – заказ 20 века»

  • Е. Замятин «Мы»
  • А. Платонов «Котлован», «Чевенгур»
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • Д. Оруэлл «Скотный двор», «1984»
  • Г. Уэллс «Машина времени»
  • Братья Стругацкие «Обитаемый остров»
  • С. Кинг «Бегущий человек»
  • Т. Толстая «Кысь»
  • Анатоль Франс - "Остров Пингвинов« и др.

«Мы» - зеркало, в котором узнают себя любые режимы, основанные на подавлении человеческой личности, вытравливании души из человека

М. Павловец

«Мы» - счатливейшее среднее арифметическое

Е. Замятин


Кратко о содержании

Роман написан в форме дневника, который ведет гражданин Единого Государства. Имя его – Д-503. Точнее, это его «нумер». Имен здесь нет, ведь даже они могут повлиять на формирование личности, что не принимает Благодетель – всемогущий и всезнающий правитель .

Из первых дневниковых записей мы узнаем об устройстве жизни в Едином Государстве. Все здесь носят одинаковую одежду – юнифы, и лишь цвет их идентифицирует пол. На каждом написан его нумер. По сути, люди, живущие здесь, и гражданами не являются: все так и зовут друг друга – нумерами.


Д-503 – один из талантливых ученых, великий математик, который, как и многие другие жители Единого Государства, трудится над созданием ИНТЕГРАЛА – космического корабля, который в скором будущем должен будет вместе с экипажем отправиться на исследование далеких планет.

Единое Государство огорожено Зеленой Стеной, за которой живут так называемые дикари – люди, оставшиеся там после Великой Двухсотлетней войны.


Тема любви и семьи в романе «Мы»

В романе «Мы» очень необычно показываются отношения мужчины с женщиной. В Едином Государстве такое чувство, как любовь, сведено к чистой физиологии – нужно лишь взять специальный розовый талон. Чаще всего Д-503 встречается с О-90 – невысокой пышнотелой девушкой. Главный герой так и живет – по расписанию, регламентируемому Часовой Скрижалью. Но все-таки герою Д-503 выпадает счастье: он влюбляется. Его размеренная жизнь резко меняется и виной тому является любовь к революционерке I-330 Любовь к I-330 окончательно утвердила в нем "Я", он стал личностью, способной чувствовать, переживать. Любовь в Д-503 изменила его жизнь, всколыхнула душу.


Д-503 вместе I-330 и с другими революционерами добились того, чего хотели. Стена была взорвана, нумера впервые за долгое время увидели дикарей, в Едином Государстве наступил хаос. Некоторые успели сбежать – туда, на волю. Однако все те, кого успели задержать (среди них – и главный герой), подвергаются Великой Операции , которая лишает фантазии и Души. Тех же, кто являлся главными организаторами взрыва, в том числе и I-330 , казнят с помощью Газового Колокола.





Проблема предательства

Доносительство в тоталитарном государстве приравнивается к подвигу.



В слове «мы» - сто тысяч «я» Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах!




Повиновение государству

Человек в системе социального устройства в произведении Е.Замятина «Мы»

Человек

Природа

Искусство

Искренность

Доброта

Нежность

Фантазия

Понимание

Собственное

Мнение

Чувство

ответственности

Индивидуальность

Служение

Единому Государству

Рационализм

Материальный расчёт

Врожденные инстинкты

Смирение

Единогласие

Безликость

Винтик в системе


Аналогия политического устройства романа «Мы» и Советского Союза

Благодетель

Глава государства

Оперативный

отдел

Бюро

хранителей

Партийное

руководство

НКВД

Подслушивающие,

подсматривающие

устройства

Советская

милиция

Армия

Скрижаль

гос.аппарат

Диктатура большинства

Камера

исполнители

Диктатура партии

Диктатура партийного аппарата

Диктатура одного человека

Это произведение будет актуальным всегда как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности.


Своим романом Е. Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем:

  • свобода и несвобода личности;
  • отсутствие индивидуальности и пропаганда коллективного сознания;
  • столкновения человека и государства;
  • Разрушительная сила тоталитарного государства для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Несовершенно то общество, которое уничтожает индивидуальность, способность рассуждать и думать самостоятельно, мечтать, любить, творить.

Становится страшно!

Но ведь именно такого результата и хотел добиться писатель.


Проблема прагматичности искусства

Стихия творчества насильственно приручена и поставлена на службу обществу. Стоит обратить внимание на названия книг, свидетельствующих об утилитарности (прагматичности) искусства в этом мире: сборник стихов «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу», «Станс ы о половой гигиене».



К сочинению

Этот роман погружает нас в то общество, где решены все материальные проблемы, где вся жизнь, труд и даже любовь, подчиняется правилам, расписаниям. Все люди одинаковы, как муравьи, жизнь механически размерена, пронумерована. Всем и всеми правит машина подавления инакомыслия - «Бюро хранителей».

Роман "Мы" – предупреждение о том, к чему может привести отказ от индивидуальности. Писатель, раскрывая важные проблемы, показал, каким губительным может быть тоталитарное государство и как трагичны жизни тех, кому выпало быть его частью.


Темы итогового сочинения 2017 - 2018

"Человек и общество". Цель данного направления - показать неразрывную связь человека с обществом. Стоит задуматься, какое влияние оказывают на нас окружающие люди, как отражается на нашем мышлении и поведении общение с ними. Оценивая кого-либо, мы не можем не обращать внимание на его положение в обществе. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений общества и человека. Лишается ли чего-то человек отвергающий общество? Почему общество может отвергать людей?

Данное направление ориентировано на две точки зрения: рассмотреть роль отдельно взятого человека в социуме и значимость общества в жизни человека. Люди, по разным причинам, часто отвергают окружение, также и окружение нетерпимо к тем, кто не считается с установившимися в нём правилами . Причинами для подобного отторжения могут быть личные принципы, заблуждения, страх или даже помешанность.

Многие авторы поднимали проблему взаимоотношений между обществом и человеком, актуальную и по сей день. Данное направление нацеливает на рассуждение о том, что же побуждает человека отгородиться от общества, или, напротив, подчиниться общественным законам. Каждый человек - важная часть общества, любой может внести свой вклад. Так как же взаимосвязан человек и социум? Действительно ли так важно быть его частью?

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Человек и общество" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Как социум влияет на решения человека?
  2. Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
  3. К чему приводит неравенство в обществе?
  4. Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
  5. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
  6. В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  7. В одиночестве человек - либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
  8. Как общество влияет на человека?
  9. Меняются ли общественные нормы?
  10. Человек человеку — волк. (Плавт)
  11. Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
  12. Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  13. К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  14. Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  15. Как общество влияет на мнение личности?
  16. Почему общество должно помогать обездоленным?
  17. Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
  18. Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  19. Что такое равноправие в обществе?
  20. Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
  21. Может ли человек существовать вне общества?
  22. Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
  23. Как Вы понимаете фразу: «одна голова - хорошо, а две - лучше»?
  24. Что такое толерантность?
  25. Работать для народа - вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
  26. Все дороги ведут к людям. (А. Де Сент-Экзюпери)
  27. Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  28. Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)
  29. Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
  30. Для чего нужны общественные организации?
  31. Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
  32. Несет ли общество ответственность за каждого человека?
  33. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  34. Какого человека можно назвать опасным для общества?
  35. Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
  36. Почему важно сохранять индивидуальность?
  37. Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Тютчев)
  38. Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  39. Может ли человек изменить общество?
  40. Кто такой мизантроп?
  41. Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
  42. В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? (Г. К. Лихтенберг)
  43. Ноль - это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)
  44. Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
  45. Какова роль личности в истории?
  46. Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  47. Почему человек стремится быть оригинальным?
  48. Человек ответственен перед обществом?
  49. Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»? Чего не хватает современному обществу?
  50. Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом (Д. М. Кэйдж)
    Нужны ли обществу лидеры?
  51. Если каждый - это целый мир, что ж один не может без другого? (Л. И. Болеславский)
  52. Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей. (У. Джеймс)
  53. Нужны ли общественные нормы поведения?
  54. Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
  55. Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. (Т. Драйзер)
  56. Самая прекрасная жизнь - это жизнь, прожитая для других людей (Х. Келлер)
  57. Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
  58. Можно ли назвать любого человека личностью?

Каждый из нас является членом общества, разница только в активности: кто-то охотно участвует в жизни других людей, кто-то их сторонится. Однако все мы являемся частью одного большого объединения, поэтому важно находить с другими его элементами общий язык. Но чрезмерно сильное влияние этой системы отношений может навредить нам и лишить нас индивидуальности. В итоге, мы пришли к тому, что необходимо найти золотую середину между двумя крайностями взаимосвязи с социумом. Поскольку сделать это сложно, нередко случается так, что человек оказывается вне общества, то есть является лишним в его иерархии, не может найти себе места в ней. В данной подборке представлены аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», иллюстрирующие примеры, когда личность отчуждена от своего круга и разрывает все связи с ним.

  1. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герой разочаровывается в фамусовском обществе и намеревается разорвать с ним отношения. Александр Андреевич хоть и является по праву рождения полноправным членом этого избранного круга, не находит в нем понимания. Его система ценностей коренным образом отличается от того, чему поклоняются Скалозубы, Репетиловы и Молчалины. Например, он не хочет прислуживаться, то есть добиваться карьерных высот лицемерием и подхалимством. Также его не устраивает консерватизм московской элиты, которая не чуждается жестокого обращения с крестьянами и подлости на службе, но боится положительных перемен и прогрессивных взглядов. Таким образом, Чацкий оказался перед выбором между сохранением верности своим идеалам и общением с порочным обществом. Он выбрал жизнь вне своего круга, чтобы сохранить себя от его пагубного влияния.
  2. В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения. Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому. Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей. Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
  3. В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д. Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство. Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом. Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми. Также он усомнился в авторитете отца и в праве общества осуждать его выбор. Конечно, герой сделал множество ошибок, но нельзя отказать ему в возможности стоить личное счастье без пересудов и мнений толпы. Перед нами пример того, что личность может взбунтоваться против социума и весьма успешно.
  4. Пример лишнего человека мы можем наблюдать в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин со своей индивидуальностью оказался вне общества с его ограниченностью и заурядностью. Он не хотел примерять на себя ни одну из популярных социальных ролей, поэтому всегда искал возможности стать исключением из правила. Так, он играет судьбами других людей, ставя себя в нетипичные обстоятельства, развлекаясь. То он убеждает себя в любви к Бэле, то разыгрывает ухаживания перед Мари, то пускается вслед за Ундиной. В погоне за новыми впечатлениями он игнорирует моральные нормы и интересы своих попутчиков, становясь опасным для общества. Исключительность Григория была направлена не на созидание, а на разрушение, деструктивное, безнравственное, пугающее. Его бунт против окружения был без смысла и без пощады, а ради чего? Он все равно был несчастен и болен своим отчуждением. В этом случае общество могло бы многому научить человека, спасти его, если бы тот прислушался к голосу со стороны. Он не слушал, поэтому ни один выходец из того или иного круга не смог помочь Григорию, будь то Бэла, Максим Максимыч или доктор Вернер.
  5. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли. Критики унизили автора и его работу, редакторы отказались печатать, сосед написал донос, и кончилось все заключением в сумасшедшем доме. Весь окружающий мир, кроме одной единственной Марго, повернулся к герою спиной. Однако в процессе чтения мы понимаем, что настоящему художнику эта травля была необходимо, чтобы он не стал таким же бездарным и ручным, как графоманы на цепи у власти, которые его оболгали. Поэтому в данном случае человек должен был оказаться вне общества, чтобы понять свое истинное предназначение.
  6. В поэме Лермонтова «Мцыри» герой был пленен и томился в тюрьме далеко от родины. Расторжение родственных уз с тем обществом, членом которого он был по праву рождения, глубоко ранили его душу, лишили ее покоя и счастья. Юноша тосковал по дому, по людям, что были ему близки. Он не хотел того одиночества, на которое его обрекли. И не напрасно, ведь мы понимаем, как много Мцыри мог сделать для своей страны. Именно там он мог реализовать свой потенциал и согреть кого-то огнем своего сердца. Из этого примера мы можем сделать вывод, что отчуждение от общества – это далеко не всегда освобождение от зла или предел мечтаний талантливого человека. Это может быть и трагедией узника, нежно привязанного к родственным душам за пределами тюрьмы, где он заточен.
  7. В романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров – лишний человек. Он не находит себе места в сложившейся сословной системе. Поэтому он демонстративно презирает дворян и тянется к народу, в котором видит больше свойственных ему черт. Однако и от простого люда он безнадежно далек, ведь его образованность и категоричность не понятны невежественным и консервативным крестьянам. Так он оказывается вне общества со своими прогрессивными идеями и научным мышлением. Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.
  8. В рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» герой намеренно отчуждается от общества, ведь высокомерие не позволяет ему быть с окружающими на одной волне. Он всех мерит размером кошелька, а тех, чье состояние меньше его, и вовсе не замечает. Для него они всего лишь обслуживающий персонал, не достойный внимания. Казалось, такое расслоение социума естественно, богатые и бедные не найдут общий язык, но автор в символичном названии судна («Атлантида») намекает, что такой «естественный» уклад жизни ведет нас всех к катастрофе. Так и оказывается в финале: господин умирает, а его тело, которое уже не сулит чаевых, убирают в коробку из-под содовой. Очевидна уже наступившая нравственная катастрофа, которая привела всех пассажиров к повальному равнодушию друг к другу. Никто не выразил сожаления, никто не прекратил веселье и пляски, хотя рядом лежал труп того, кого так тщательно ублажали еще недавно. На этом примере видно, что конфликт личности и общества не всегда красив и романтичен. В реальной жизни он может привести к трагедии для всех его участников.
  9. В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор находится вне общества, так как он является представителем интеллигенции в стране победившего пролетариата. Основная масса людей из-за пропаганды свыше ненавидит его «буржуазный» образ жизни и не понимает его ценностей. Преображенский, по их мнению, занимает незаслуженно много площади в доме и пользуется непозволительной роскошью, недоступной простым людям. Швондер и ему подобные не признают заслуг научного деятеля. Они готовы растерзать героя из зависти его к уму и положению. Но Филипп Филиппович не поддается на провокации. Ему удается абстрагироваться от большинства и сохранить лучшие качества прошлого: духовность, благородство, эрудированность. На фоне грубой и пошлой толпы профессор выглядит Гулливером среди лилипутов. Масштаб такой гениальной личности обществу никогда не разглядеть вблизи, для этого нужны столетия.
  10. В романе Достоевского «Преступление и наказание» человек идет против общества. Он принижает его в своих глазах, нарекая себя судьей и «право имеющим». Герой буквально заболевает идеей своего превосходства и в порыве «правосудия» губит две жизни. Причиной такого духовного нездоровья и последующих событий является тот факт, что Раскольников на некоторое время выбыл из социума: отчислился из университета, забросил подработки, был далек от семьи. Недостаток общения и понимания привел его к умопомрачению, которое смогли рассеять только люди. Обретая понимание в лице Сони, Родион выздоравливает и вновь возвращается в общество, из которого сам себя вычеркнул. Постепенно он осознает, что любовь к ближним – это истинное призвание любой души.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество» :
"Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации."

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению "Человек и общество". Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений. Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы. Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Человек и общество"

Направление Примерный список литературных произведений Носители проблемы
Человек и общество А. С. Грибоедов "Горе от ума" Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени.
И. А. Гончаров "Обломов" Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип.
А. Н. Островский. «Гроза» Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого.
А. П. Чехов. «Человек в футляре». Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого
А. И. Куприн "Олеся" Любовь «естественного человека» (Олеси ) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством.
В. Быков «Облава» Федор Ровба - жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий.
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий.
Р. Брдбери. «И грянул гром» Ответственность каждого человека за судьбу всего общества.
М. Карим «Помилование» Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени.

«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?

К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.

Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.